РЫЖИЙ КЛОУН
(этюд для восьми девушек)
– Я перед вами, клоун Рыжий!
Скорей сюда вострите лыжи!
Для всех, не пожалевших рублика:
Здравствуйте, здравствуйте,
Уважаемая публика!
Я рыжий, я веселый клоун.
Лишь появлюсь –
Зал сразу полон.
Откуда зритель набежал?
Я хохочу – смеется зал!
Я разболтать могу секрет.
На каждый вкус готов куплет.
Узнаешь в жизни, что почем
Коль нанят местным трепачом.
Играем разные мы роли,
Но за дрянные платят боле…
Хоть автор скрылся где-то в зале,
Я вам скажу: сюжет банален
Танцульки, песенки, эротика
И я такой, ну вы ж не против?
………………………………….
Итак, … но что ж я сам не свой?..
Нет, не забыл я шуток рой,
Плаксивых три гримасы,
Пародии и фарсы.
И жалким клоуном себе кажусь.
А что, коль расскажу?
Весь вывернусь наружу?
Но, если сяду в лужу –
Смешной же будет, чтоб я помер,
Мой праздничный чудесный номер!
На наше шоу веселиться
Идут одни и те же лица.
Мне кажется, я знаю вас…
А вы меня? Но вот сейчас
Возникнет мой мучитель, мой двойник,
И сквозь лицо проступит лик.
Я душу вам, как дети рвут картинки –
На половинки и на четвертинки…
Танец красной и черной фурий.
Снимает маску клоуна. Теперь ясно видно, что это молоденькая девушка. Её лицо разделено гримом пополам. Правая часть – яркий, аляповатый клоунский грим, волосы начесаны и торчат, как лохматый парик. Левая часть лица, наоборот, – легкий дневной макияж, волосы гладко зачесаны.
У вас ведь точно так, к чему скрывать …
Ах, скромница, все книги бы читать
И верить им, и над стихами плакать…
Лягушка, ну довольно квакать!
Тебе ж на месте не сидится…
О, это светская волчица…
Душа – прожженная калека….
Тут все от века, все от века.
Одна юна, чиста, невинна,
Но это только половина.
А половина – нет, не старость –
Усталость.
Одна все ждет любви как феи.
Другой – обмен веществ важнее.
Цинична, пьет не только вина,
Но это ,все же, половина.
Что, робкая, лицом в подушку?
Влюбилась! Замуж?... Ах ты, душка…
В каком ты веке, что за спесь?
Матриархат – её болезнь.
Смеется в зеркале подруга –
Ей независимость – подпруга.
Умна, свободна, «власть нам, всласть» –
Таис Афинской родилась!
Вот вы себя заметили, успели…?
А я, кто я на самом деле
В жизни? Я клоун. Роли на заказ –
Что вам понравится, что ценится у вас?
Какою половинкой повернуться?
Ни разорваться, ни очнуться…
Танец семи фурий цвета радуги.
Как век, сложна и многолика,
Я все могу сыграть. Но дико
И страшно мне бывает…
Мысль – гримаска:
Вдруг жизнь я проживу, меняя маски?
О, как тогда румяна жгут мне кожу!
На каждую из вас похожа,
(Я, может быть, одна на всех)
Всего лишь зеркало, лишь копия, лишь смех.
Пусть многоликость зрима и незрима.
Двуличие двояко объяснимо:
Раздвоены мы или удвоены?
Удвоены или распылены?
На это хоть какой-то есть ответ.
И лишь безличию прощенья нет.
И все мы клоуны. Живем как в балагане!
Как весело – себя не слышно в гаме…
Что не смеетесь, что так в зале тихо?
Подумали – безликая шутиха,
Как воск расплавленный в любой застынет форме?…
Я – ваша жизнь! И я всегда вне формул!
Увольте, не играю по заказу,
Не повторяю я – живу сто жизней сразу.
Да просто так, чтоб в зале свет не гас:
Вас не было – я выдумала вас!
Звучит фонограмма свиста. Как бы опоминается, приходит в себя
Можно одеть маску, а можно вытащить два карандаша, зеркало и дорисовать левую половину лица, одновременно читая:
Свистят, свистят уже, очнись.
Пошире рот, пониже гнись.
С ума сошла – средь представленья –
Лирические отступленья…
И все нам в крайности бросаться,
Все хохотать – не улыбаться,
Да все не плакать, а рыдать!
Зачем же так себя терзать?
Ведь есть нюансы, промежутки.
Где нервы крепки – плоски шутки,
Чтоб не болела голова…
Ах, кстати, вспомнились слова…
Для не живущих – наблюдающих,
Все продолжается игралище.
Для не-себя-нашедших,
В чужой образ вошедших,
Я здесь, как гладиатор на ристалище.
Я вас прокалываю, миражи!
Смотрите! И свою играйте жизнь!
Подносится «мираж» из бумаги, прокалывает и заглядывает в дырку. Гримасы клоуна (смех слезы, плач) звуковые. Фурии все это изображают телом.
Не пожалевшая рублика –
Смейся с меня публика!
А кому жаль рублика,
Тому дырка от бублика!
А кому не жаль – позавтракайте
И приходите завтра.
1983