Где находится время?

Автор

Во все времена чувство глубинного единства земных форм жизни с космосом, мысль о человеке как микрокосме, в общем виде, вместившем в себя все природные, космические стихии, элементы и энергии, проходит через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия (вспомним, что и мир мог представляться в виде Огромного Человека, Брама у индусов и т.д.) выражали эту, условно говоря, «объективную» идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Многообразные магические ритуалы, которыми была наполнена жизнь древнего человека, подтверждают это, пусть наивно, но впечатляюще: человек вставал против Вселенной как «власть имеющий», заклинатель и повелитель материи, ее сил и «духов»

 

Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями, воздушных полетов, метаморфозы вещества, живой и мертвой воды. По существу, с древности до конца 19 века эта «космическая» тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических произведениях.

                     Величайший   наш соотечественник, академик В.И. Вернадский писал в своей статье «Изучение явлений жизни и новая физика» : «Мы говорим об историческом, геологическом, космическом и т.п. временах. Удобно отличать биологическое время, в пределах которого проявляются жизненные явления. Это биологическое время (ныне около 4 миллиардов лет), на протяжении которых нам известно на Земле существование биологических процессов, начиная с археозоя. Очень возможно, что эти годы связаны с существованием нашей планеты, а не с действительностью жизни в Космосе. Насколько предельна жизнь в ее проявлении в Космосе, мы не знаем, т.к. наши знания о жизни в Космосе ничтожны.

…Вопрос о том, существуют ли другие времена, и в какой степени они относятся друг к другу, до создания специальной дисциплины, изучающей само время и его внутреннее строение, остается открытым. Но, все же, из всех гипотетических времен, лучше всего остается изученным биологическое время, т. к. оно соизмеримо с жизнью человека. Космические явления или микромир такого отчетливого «референта» времени, в котором проявлялись бы все его свойства, не дают».

Единого научного взгляда на природу времени наука не предлагает, концепции физико-астрономическая и биосферная принципиально расходятся друг с другом. Согласно первой, Вселенная монохронна, т.е. время идет как бы сразу для всех ее участков. По Вернадскому, Вселенная гетерохронна, т.е. равномерна для всех ее участков.

     Таким образом, ученый крайне атеистического 20 века, без философии и теософии сообщает как эмпирический факт: известное нам время связано с существованием человека, его объективными научными исследованиями и субъективными идеями, и гипотезами.

    Но, так как человек имеет еще и субъективную природу, психику, давайте попробуем рассмотреть само восприятие человеком явления «время». Учитывая неоднородную человеческую природу, мы можем допустить в нем одновременно некоторое множество временных потоков, в каждом из которых время течет по – своему. Вот что пишет современный ученый Евгений Файдыш в книге «Карма и психотравмы»:

«Огромную роль в древней космогонии играет представление о времени и теснейшим образом связанной с ним судьбе, карме. Именно ходом времени, его потоками определяются светлые и темные полосы в жизни человека, счастливые совпадения и роковые случайности. Поэтому представление о природе времени лежит в основе подавляющего большинства практических методик коррекции судьбы человека.

Однако образ времени в древних культурах очень сильно отличается от наших современных представлений. Причем сравнение будет не в нашу пользу, т.к. мы пользуемся чрезвычайно примитивной концепций времени, которая не стыкуется даже с нашим житейским опытом.

Действительно, мы представляем время в виде стрелы, движущейся из прошлого в будущее. Причем шкала такого времени одинакова для всех живых и неживых существ. В то же время каждый прекрасно знает, что один и тот же интервал времени может или сжаться - пролететь совсем незаметно, или растянуться - казаться целой вечностью. Особенно заметна такая разница в моменты сильного эмоционального напряжения, связанного с опасностью для жизни, пиковой нагрузкой у спортсменов и т.д. По многочисленным свидетельствам в подобных состояниях секунды могут переживать как часы, время как бы останавливается.

Именно поэтому, описывая время, древняя традиция говорит о множестве временных потоков, в каждом из которых время течет по-своему, сгущаясь и разрежаясь, меняя свой темп. Примерно так же как меняется скорость воды в русле горной реки. Такое представление о множественности потоков времени было известно не только на Востоке, но и было весьма популярно в Европе средневековья и эпохи возрождения.

Достаточно сказать, что его развивал известнейший ученый древности, основатель Европейской медицины Парацельс, его ученик Ван Гельмонт и др. Представление о неоднородности хода времени в разных органах человека и их рассогласования во время болезни позволили Парацельсу создать очень эффективные новые методики лечения тяжелых заболеваний.

К аналогичным представлениям о природе времени приходили и многие современные ученые. Например, российский физик Н. Козырев, теоретически и экспериментально доказавший существование сгущений и разрежений потоков времени. Другая важная особенность древних представлений о времени - оборачивание стрелы времени, особенно глубоко разработанное в Тантре. Как уже говорилось, мы представляем время текущим из прошлого в будущее. Отсюда идея жесткой причинности, когда события прошлого однозначно определяют будущее. И как следствие идея неотвратимого рока, заранее предопределенной судьбы, где нет места свободе воли.

Совсем иначе выглядит идея причинности в Индийской и Тибетской тантре, китайской книги перемен. Тут стрела времени обращена из будущего в прошлое и поток времени распадается на множество ручейков. Отсюда судьба складывается из прошлых поступков (причин) и из набегающего из будущего потока времени. Имея одно и то же пришлое, вы можете сформировать разные варианты будущей судьбы, переходя из одного временного потока в другой. Ваша прошлая жизнь (причинная ткань судьбы) влияет лишь на вероятность тех или иных поворотов судьбы в будущем, "притягивая" определенные ситуации.

В связи с этим очень большое значение придается такому "притяжению" и синхронизму, когда внешне не связанные события происходят одновременно или же какие - то ситуации в жизни человека повторяются снова и снова. Тут начинает действовать закон подобия: "подобное притягивает подобное". Иными словами, как силы гравитации притягивают две массы друг к другу, так и похожие ситуации начинают "притягиваться". Или же происходят одновременно в удаленных местах (синхронизм). Или же циклически повторяются в последовательные отрезки времени (притяжение из прошлого в будущее). Именно последнее связывают с кармической предопределенность судьбы. Когда поступок, совершенный в прошлом притягивает ситуацию из будущего.

Другим очень важным свойством древних представлений о времени является его цикличность. Иными словами, космический порядок представляет собою замкнутую непрерывность, в которой нет ни начального, ни конечного состояния, а процесс рождения, старения и растворения повторяется вновь и вновь. Поэтому Европейская идея прогресса, эволюции к "светлому будущему" совершенно чужда Восточной традиции. И взлет, и упадок рассматривают как последовательные фазы единого непрерывного процесса. Более того, и деградация и упадок рассматривают как необходимые этапы развития, без которых не возможен последующий взлет.

Отсюда совершенно иная стратегия поведения. Человек европейской культуры, попав в негативную полосу жизни, старается остановить разрушенный процесс, вернуться в прежнее состояние и в этой борьбе тратит последние силы, все больше вязнет в негативной ситуации, становиться "хроническим" неудачником. Человек восточной культуры, наоборот, ускоряет процесс прохождения деструктивной фазы жизни, направляя его в нужном направлении и стремясь преодолеть с минимальными потерями, подготовить следующую фазу взлета.

Иными словами, если уподобить время течению реки, Европеец, увидев опасный порог, пытается повернуть и плыть назад против потока, а Индус или Китаец стремиться, умело лавируя, проскочить опасное место.

Говоря современным языком, время фрактально, т.е. обладает вложенной самоподобной структурой. Такая фрактальная структура времени проявляется на всех уровнях организации вселенной, будь то процессы образования галактик, планетарных систем, цивилизаций, судьбы отдельных людей, химические процессы и т.д. Т.е. одна и та же ткань времени повторяется на разных уровнях организации Вселенной. Хорошей иллюстрацией этого принципа может служить эмбриональный процесс. В своем развитии зародыш человека проходит все фазы эволюции жизни на земле. Начиная с одноклеточного (яйцеклетка) затем рыбы, пресмыкающегося и кончая обезьяной.

Другим проявлением фрактальности являются различные этапы жизни, будь то жизнь отдельного человека или нации, государства. Внутри каждой фазы жизни, судьбы, например, детства, юности, старости, мы снова можем выделить начало (детство), фазу сохранения (юность, зрелость) и т.д. При этом, конечно, каждая фаза цикла, проходя через одни и те же этапы, имеет свой неповторимый рисунок, индивидуальность. Образ фрактальности вложенных интервалов времени был пережит американским исследованием Теренсом Маккенной в измененных состояния сознания под действие галлюциногенов. Затем на его основе была разработана компьютерная программа, позволяющая прогнозировать будущее.

Сам по себе принцип фрактальности времени присутствует и в Китайской книге перемен, и в Европейской алхимии (3 мира - 3 фазы эволюции: нигредо, альбедо и рубедо)».

Анализируя высказывание психолога Е.Файдыша, мы понимаем, что, так как человек многомерен, то он и много временен. Ни снаружи, ни внутри его со временем нет единообразия.

И, все же, можно обобщить все эти состояния, сделать краткое резюме:

  1. Биологическое время. Объективный возраст тела. Сознательный человек всегда помнит, сколько ему лет. Это время, протекающее в сознании, настоящее время.
  2. Возраст души. Бывает, что ребенок говорит мудрые вещи, которых еще знать не может и совершает верные и разумные поступки, которым его не обучали. Он изначально приходит с талантами и способностями, которых нет у его сверстников. Когда-то эта душа уже жила и имела время развития, которое хранится в подсознании. Это время тоже у всех людей количественно и качественно разное. Его можно назвать прошлым этого человека.
  3. Время проживания. Эмоциональное время.

Один и тот же интервал времени может быть прожит по-разному. Может сжаться и пролететь быстро, а может растянуться и показаться вечностью. В пиковых ситуациях секунды переживаются как часы, время останавливается.

Все предыдущие позиции касались времени самого человека, временных потоков, протекающих в различных частях его природы: в сознании, подсознании и психике.

Но теперь нам нужно вернуться в существующее в науке как гипотеза и описанное Вернадским абсолютное время, протекающее во Вселенной. Ученые объективно высчитывают время существования звезд и время движения световых потоков, которые мы наблюдаем.

Это проекция ученых или абсолютное время есть во Вселенной? Ведь она существовала вечно. Никогда не начиналась и никогда не закончится. Нет другого наблюдателя этой вечности, кроме человека, способного ее отследить. Таким образом, нет во вселенной времени, но человеческий ум этого понять не может. Он говорит, что время есть, только оно абсолютное…Но, без человека существует ли время? Именно отсутствие времени вообще наблюдают индийские йоги в состоянии самадхи, чистого блаженства, когда отсутствует даже состояние свидетельствования. Нет наблюдателя и нет времени. В этом состоянии есть бытийствование, но нет свидетеля, субъекта. И время появляется, если есть кто-то, кто наблюдает за его течением:

Здесь нет меня. Но жизнь течет.

Она как девочка дрожит.

Надеясь на весну, поет,

Берет любовь еще, еще…

 

Она не знает обо мне.

Я та, что смотрит из глазниц,

Что просто смотрит – тает снег,

Что просто видит – не из книг.

 

И не оценивая фильм,

Бесстрастно исчезает в нем.

Не бойся, жизнь, придумай финт:

Она глядит за окоем…

Мои поиски времени завершились выводом, что оно существует благодаря нам и только внутри нас. Человек является многоуровневым прибором для измерения времени как явления. Совершеннейшая машина времени заложена в человеке и время есть его психофизический феномен.

2003